четверг, 28 октября 2010 г.

Шатобриан

 

Шатобриан, Франсуа-Рене

А.-Л. Жироде де Руси-Триозон. Франсуа-Рене де Шатобриан. 1809. Музей Сен-Мало
Увеличить
А.-Л. Жироде де Руси-Триозон. Франсуа-Рене де Шатобриан. 1809. Музей Сен-Мало
Барон Франсуа-Рене де Шатобриан, François-René de Chateaubriand (фр.), (родился 4 сентября 1768 в Сен-Мало, ныне регион Бретань1, скончался 4 июля 1848 в Париже2) — французский писатель, историк и политический деятель, один из основателей романтизма во французской литературе.

Жизнь и политическая карьера

Ранние годы и эмиграция

Франсуа-Рене де Шатобриан принадлежал к древнему, но обедневшему и постепенно угасавшему бретонскому роду, история которого восходила к эпохе крестовых походов и правления Людовика Святого (1214 — 1270). Коммерческие успехи отца Франсуа-Рене позволили в 1771 приобрести средневековый замок Комбург3, где мальчик провел свое детство, красочно описав царившую там мрачную атмосферу в "Замогильных записках". Франсуа-Рене получил классическое образование в Дол де Бретань, учился в иезуитском коллеже в Рене и Динане математике, и даже собирался стать священником, но в конце концов выбрал военную карьеру, получив в 1785 патент младшего лейтенанта Наваррского полка, а через 2 года звание капитана. К этому времени Франсуа-Рене де Шатобриан уже был сыт военной жизнью по горло и в 1788 перебрался в Париж. Благодаря старшему брату Шатобриан вошел в литературный круг, где тогда царили Андре Шенье, Жан де ла Арп, Луи де Фонтану. В 1789, в год взятия Бастилия, в "Альманахе муз" появились первые стихотворения Шатобриана, но развернувшаяся на его глазах Великая Французская революция сорвала все дальнейшие литературные планы. Шатобриан, даже будучи католиком и роялистом, поначалу сочувствовал идеям революции, ибо ненавидел тиранию и деспотизм. Но разгул насилия в Париже ужаснул его настолько, что в 1791 он отправился в путешествие по северной Америке, надеясь найти там подлинную свободу и насладиться простотой и дикостью коренных племен. В течение нескольких месяцев Шатобриан странствовал как охотник вокруг Великих озер и по Миссисипи4. В январе 1792 Шатобриан вернулся во Францию5, чтобы присоединиться к армии роялистов у Кобленца6. В 1792 при осаде Тионвиля7 он был тяжело ранен и еле живой добрался до Джерси8. В 1793 Шатобриан перебрался в Лондон, где жил довольно бедно, перебиваясь уроками французского языка и переводами. Живя в Англии, он познакомился с английской литературой, в частности с "Потерянным раем" Мильтона, произведением, оказавшем большое влияние на его литературное творчество9. Изгнание подвигло Шатобриана к размышлениям о причинах революции и с позиции историка и философа он исследовал древние революции, сравнив их с кризисом во Франции: "Исторический опыт о революциях древних и новых в связи с французской революцией" (L'Essai sur les révolutions anciennes et modernes dans leur rapport avec la Révolution française фр., 1797). В "Историческем опыте о революциях..." Шатобриан открыто заявил, что с помощью анализа революций прошлого возможно постичь сущность революций будущего: история движется по замкнутому кругу и все, что случилось некогда, должно повториться снова и снова. Он выступил как с осужденим деятелей Французской революции за то, что, подражая римлянам и афинянам, они выбрали для подражания неподходящие образцы, так и их противников, утверждая, что революция в значительной степени стала порождением монархии и поэтому на ней лежит отпечаток авторитаризма и централизма10. Эта книга вызвала негодование среди эмигрантов-монархистов, но привлекла к Шатобриану умеренно настроенных интеллектуалов.

Возвращение в наполеоновскую Францию

Воспользовавшись амнистией, объявленной во Франции при Консулате11, Шатобриан вернулся в Париж в мае 1800. Смерть матери и влияние идей Луи де Фонтане вернули Шатобриана в лоно католической церкви. В 1802 он опубликовал книгу "Гений христианства" (Le Génie du Christianisme фр.), где, полагая, что французское общество погружается во мрак, защищал христанство, аппелируя не к Разуму, а к сердцу и воображе нию. Эта книга снискала ему славу и благослонность императора Наполеона, желавшего в это время упрочить положение католической церкви во Франции. Наполеон назначил Шатобриана секретарем папского легата и отправил его вместе с кардиналом Фешом с миссией в Рим. Одно время Шатобриан управлял областью Вале12, но в 1804 снял с себя полномочия в знак протеста против казни по приказу Наполеона герцога Энгиенского. С этого времени Шатобриан жил своими литературными трудами. Собирая материалы для огромного эпического произведения "Мученики" (Les Martyrs фр.), посвященного преследованиям христиан во времена римского императора Диоклетиана, он в 1806 отправился в путешествие по Греции, Малой Азии, Палестине, Египту и Испании. Заметки, сделанные во время этой поездки, позднее стали частью сочинения "Путешествие из Парижа в Иерусалим" (Itinéraire de Paris à Jérusalem фр., 1811), а испанские впечатления нашли свое отражение в романе "Приключения последнего Абенсерага" (Les aventures du dernier Abencérage фр., 1826)13. Вернувшись во Францию, Шатобриан выступил с резкой критикой Наполеона, сравнив императора с Нероном и предсказав появление нового Тацита. За этот выпад император запретил писателю появляться в Париже. Шатобриан вместе со своей женой поселился в поместье под названием "Долина волков" недалеко от Парижа, где дописал свой роман "Мученики" и начал работу над своими воспоминаниями ("Замогильные записки", Mémoires d'outre-tombe фр.). В 1811 он был избран во Французскую академию, где, однако, он смог появляться только после реставрации Бурбонов в 1814. В число близких друзей Шатобриана в этот период входили мадам де Сталь, Жозеф Жубер, и Пьер-Симон Баланш.

Шатобриан при Бурбонах

30 марта 1814 незадолго до капитуляции императорских войск Шатобриан издал памфлет "О Бонапарте и Бурбонах" (De Buonaparte et des Bourbons фр.), сочинение, разошедшееся в тысячах копий и стоившее, по словам Людовика XVIII, целой армии. После реставрации монархии, Шатобриан сопровождал короля в изгнание в Гент во время Ста дней, а затем, после окончательного падения Наполеона14, вернулся вместе с королем в Париж, стал пэром Франции, министром без портфеля, и вошел в Кабинет Его Величества. Однако, когда по королевскому указу от 5 сентября 1816 Палата депутатов ("Незаменимая палата", La Chambre introuvable фр.) была роспущена, то Шатобриан, выступив с критикой этого решения в сочинении "Монархия согласно Хартии" (La Monarchie selon la Charte фр.), был смещен с поста министра и присоединился к ультрароялистам, поддерживавшим будущего короля Карла X. После убийства герцога Беррийского в 1820, Шатобриан снова принял сторону королевского двора, был послом в Пруссии (1821) и Англии (1822), и даже достиг поста министра иностранных дел (28 декабря 1822 — 4 августа 1824). На Веронском конгрессе (20 октября 1822) Шатобриан представлял интересы Франции и высказался в пользу вторжения французских войск в Испанию с целью реставрации монархии, на что и получил мандат конгресса. Несмотря на дипломатические успехи, Шатобриан вскоре покинул пост министра иностранных дел.
С 1824 Шатобриан фактически встал в оппозицию политическому режиму Людовика XVIII, выступая и как пэр Франции и как редактор газеты (Journal des débats фр.) с защитой свободы печати и борьбы греков за независимость, действия, снискавшие ему широкую популярность среди либерально настроенных кругов французского общества. После смерти короля и восшествия на престол Карла X Шатобриан снова вернулся в политику и был отправлен послом Франции в Ватикан (1827), но в ноябре 1829 ушел в оставку в связи с назначением Полиньяка премьер-министром. В 1830 после Июльской революции Шатобриан отказался поддержать правительство Луи-Филиппа, что поставило крест на его политической карьере.

Последние годы

Удалившись от активной политической жизни, но оставаясь критиком режима правления Орлеанской династии, Шатобриан вел уединенную жизнь, посвятив все свое время завершению мемуаров ("Замогильные записки"15), и "Исторических этюдов" (Études historiques фр., 4 тома), призванных служить введением к сочинению по истории Франции. Изредка он навещал Жюли Рекамье в Аббатстве Буа (l'Abbaye-aux-Bois фр.). Последним сочинением Шатобриана стала "Жизнь Рансе" (Vie de Rancé фр., 1844) — биография известного французского аристократа XVII столетия Армана де Рансе, основателя монашеского ордена траппистов. Шатобриан умер в Париже во время Революции 1848 и был похоронен около Сен-Мало на острове Гран-Бе, Grand Bé фр..

Цитаты

  • История народов есть шкала человеческих бедствий, деления которой обозначаются революциями.
  • Когда свобода исчезла, остается еще страна, но отечества уже нет.
  • Пока сердце сохраняет желания, ум сохраняет мечты.
  • Аристократия проходит через три последовательных возраста: возраст превосходства, возраст привилегий, возраст тщеславия; по выходе из первого она вырождается во втором и угасает в третьем.
  • Королев видели плачущими, как самые обычные женщины.
  • Вкус — это здравый смысл гения.
  • Юность счастлива, потому что она ничего не знает; старость несчастлива, потому что все знает.
  • Презрение следует расточать весьма экономно, так как число нуждающихся в нем велико.
  • Время не останавливается, дабы восхищаться славой;оно использует ее и несется дальше.
  • Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я искал бы его в привычке.
  • Источник зла есть тщеславие, а источник добра — милосердие.
  • Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению.
  • Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать.
  • Не право рождает долг, но долг право.
  • Нравственные добродетели... состоят не столько в наличии достоинств, сколько в отсутствии недостатков.
  • Политическая неподвижность немыслима, человеческий дух должен развиваться.
  • Необыкновенные личности делают честь человеческому уму, но не определяют правил его бытия.
  • Чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они вначале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершиной искусства — природа и нравственная простота.
  • Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во все.
  • История народов есть шкала человеческих бедствий, деления которой обозначаются революциями.
  • Без женщины мужчина оставался бы грубым, суровым, одиноким и никогда не знал бы всех тех прелестей, которые — лишь улыбки любви. Женщина обвивает его цветами, жизни, как вьющиеся растения украшают своими ароматными гирляндами ствол дуба.
  • Попасть в милость к тирану так же опасно, как и попасть к нему в опалу.
  • Слава для старика то же, что алмазы для старухи — они украшают ее, но не могут сделать ее прекрасной.
  • Оставьте мелочную и легкую критику несовершенств во имя великой и трудной критики красоты.

Ссылки

Русскоязычные ресурсы
Зарубежные ресурсы

Сочинения

Литература

"Вокруг света" о Шатобриане

Статьи
Телепрограммы

Примечания

  1. Ныне департамент Иль и Вилен
  2. Шатобриан похоронен на островке около Сен-Мало, доступном только при отливе: Могила Шатобриана
  3. Замок Комбур, построеный в 1016, находится на полпути между городами Ренн и Сен-Мало
  4. Это поездка вдохновила Шатобриана на создание нескольких романов "Натчезы", "Атала", и "Рене".
  5. В марте по настоянию своей семьи он женился на девушке из аристократического рода — Céleste Buisson de la Vigne фр. (1774 — 1847)
  6. Кобленц находится у впадения Мозеля в Рейна, федеральная земля Рейнланд-Пфальц Германии
  7. Тионвиль находится на реке Мозель в департаменте Мозель региона Лотарингия
  8. Остров Джерси в составе Нормандских островов находится в проливе Ла-Манш, к западу от полуострова Котантен
  9. Шатобриан впоследствии перевел эту поэму Мильтона на французский язык
  10. Консерватизм: сохранение действующего права во имя верности традиционным ценностям
  11. Консулат — правительство во Франции в период с 1799 по 1804, т.е. с падения Директории (18 брюмера VIII года — 18 ноября) в результате переворота, устроенного Наполеоном, до 18 мая 1804, когда Наполеон был провозглашен императором
  12. Кантон Вале на юго-западе Швейцарии.
  13. Абенсераги — знатный род гранадских мавров, последние представители которого были убиты по приказу короля в 1436 при дворе Альгамбры.
  14. Окончательная реставрация монархии произошла 8 июля 1815.
  15. Опубликованы посмертно в 1848 — 1850.

Комментариев нет:

Отправить комментарий