Название монастыря Качи-кальон трактуют, как «крестовый корабль». Он выплывает к нам из более чем
тысячелетней глубины, с иллюминаторами келий и трюмами пещерных храмов…
В пещерных городах Таврики
Таврикой – «горной страной» – в средние века называли Крымский полуостров.
В древности он назывался Таврида*, что означает то же самое. Крым же – слово тюркское и означает «ров»; это название появилось в XIV веке и бытовало лишь среди мусульман, параллельно с первым.
В XVIII столетии, после того как полуостров вернулся в лоно славяно-русской цивилизации, Екатерина II возвратила ему историческое название.
В 1783 году была учреждена Таврическая область, с 1802 года – губерния. С этого времени и православие стало возвращаться в свою колыбель, на исконные христианские земли.
Ведь Херсонес и прочие греческие, затем византийские поселения стояли здесь издревле, а татары вторглись на полуостров только в ХІІІ веке.
В древности он назывался Таврида*, что означает то же самое. Крым же – слово тюркское и означает «ров»; это название появилось в XIV веке и бытовало лишь среди мусульман, параллельно с первым.
В XVIII столетии, после того как полуостров вернулся в лоно славяно-русской цивилизации, Екатерина II возвратила ему историческое название.
В 1783 году была учреждена Таврическая область, с 1802 года – губерния. С этого времени и православие стало возвращаться в свою колыбель, на исконные христианские земли.
Ведь Херсонес и прочие греческие, затем византийские поселения стояли здесь издревле, а татары вторглись на полуостров только в ХІІІ веке.
История христианства на Таврическом полуострове неразрывно связанна с Восточной Римской империей – Византией.
После того, как император Константин легализовал в 313 году Миланским эдиктом ранее запретное учение, оно стало быстро распространяться по всей территории огромной империи, тем более что крупные подпольные общины повсюду собирались ещё со времён апостолов.
Вскоре после этого, в 325 году, в Никее (совр. Изник в Турции) был проведён I Вселенский собор под председательством самого Константина. На соборе был утверждён основной канон ортодоксальной христианской церкви и принят догмат о Троице.
Среди более чем трёхсот епископов со всех концов империи были и представители христианских общин Таврики – Кадм Боспорский из Пантикапея (совр. Керчь) и Филипп Херсонский из Херсонеса (совр. Севастополь).
Через год после собора древний город Византий у пролива Боспор Фракийский стал превращаться в Новый Рим – Константинополь. Его расширяли и застраивали.
Почти все последующие вселенские соборы, кроме IV Эфесского и VII Никейского, проходили в городе, ставшем столицей Восточной Римской империи, а затем государства Византия.
На этих собраниях дорабатывались основные каноны христианской церкви. Именно она, а не её более позднее западное крыло, получила тогда название кафолической или католической (вселенской), а также ортодоксальной, что в переводе с греческого значит – православная. Так именовали церковь восточные и южные славяне.
Впервые благую весть о Христе на берега Тавриды, так же как и в Византий, будущий Константинополь, принёс апостол Андрей Первозванный.
Между учениками Спасителя ему выпало по жребию просвещать Скифию, как тогда называли степи Северного Причерноморья.
После того, как император Константин легализовал в 313 году Миланским эдиктом ранее запретное учение, оно стало быстро распространяться по всей территории огромной империи, тем более что крупные подпольные общины повсюду собирались ещё со времён апостолов.
Вскоре после этого, в 325 году, в Никее (совр. Изник в Турции) был проведён I Вселенский собор под председательством самого Константина. На соборе был утверждён основной канон ортодоксальной христианской церкви и принят догмат о Троице.
Среди более чем трёхсот епископов со всех концов империи были и представители христианских общин Таврики – Кадм Боспорский из Пантикапея (совр. Керчь) и Филипп Херсонский из Херсонеса (совр. Севастополь).
Через год после собора древний город Византий у пролива Боспор Фракийский стал превращаться в Новый Рим – Константинополь. Его расширяли и застраивали.
Почти все последующие вселенские соборы, кроме IV Эфесского и VII Никейского, проходили в городе, ставшем столицей Восточной Римской империи, а затем государства Византия.
На этих собраниях дорабатывались основные каноны христианской церкви. Именно она, а не её более позднее западное крыло, получила тогда название кафолической или католической (вселенской), а также ортодоксальной, что в переводе с греческого значит – православная. Так именовали церковь восточные и южные славяне.
Впервые благую весть о Христе на берега Тавриды, так же как и в Византий, будущий Константинополь, принёс апостол Андрей Первозванный.
Между учениками Спасителя ему выпало по жребию просвещать Скифию, как тогда называли степи Северного Причерноморья.
Главная и Внутренняя горные гряды Крыма были заселены и племенами тавров. На западе полуострова располагалось эллинское Херсонесское государство, на востоке – Боспорское царство со столицей Пантикапеем, населённое эллинами, сарматами, а также индоариями – синдами и меотами.
На побережье стояли древнегреческие города-полисы, входившие в состав этих двух государств. Религиозные культы в Крыму господствовали самые разнообразные, в основном представлявшие собой смесь местных с эллинскими, так что задача перед апостолом Андреем стояла непростая.
По преданию и согласно некоторым археологическим данным, путь апостола был примерно таким: после посещения Диоскуриады-Себастополиса (совр. Сухуми) в Абхазии он пересёк Центральный Кавказский хребет и посетил Приэльбрусье, откуда направился к устью Дона в город Танаис (район Таганрога), а затем по водам Меотиды (Азовского морю), проследовал в Пантикапей.
Именно здесь была основана первая христианская община в Тавриде, выросшая в мощную епархию к VIII веку.
Тут, в Керчи, существует единственный в Украине и в России храм, посвящённый Иоанну Предтече: он возведён на месте епархиальной базилики, которая, в свою очередь, возникла на месте первой «сионской горницы», где проповедовал апостол.
Далее путь Андрея лежал в Феодосию, входившую в состав Боспорского царства. Следуя вдоль берега, апостол пришёл в город Сурож. Оттуда его дорога пролегла по горным кряжам вдоль массива Караби к целебному источнику у водопада Джур-джур (теперь там посёлок Генеральское).
Апостол какое-то время проповедовал на этом месте; к Х веку там появился монастырь Святого Андрея. Местный священный источник также называется Ай-Андрий (от греческого «агиос» – святой).
Перевалив через массив Демерджи и пройдя долиной Красных пещер, ученик Христа очутился в столице Скифии – Неаполе. А конечным пунктом его миссионерского маршрута на полуострове стал эллинский город-полис Херсонес, где почитали местную богиню тавров Деву.
Маленький народ караимов имел своего просветителя – Авраама Фирковича.
Его дом – на самом краю скального плато Джуфт-Кале
В римское время гонений на христиан здесь также продолжались богослужения. А в VI веке, в эпоху наивысшего расцвета Византии при Юстиниане Великом, когда Таврика стала периферией огромной империи, в Херсонесе уже стоял храм Пресвятой Богородицы. Пещера же сделалась мартирием – усыпальницей местных святых.
В Херсонесе в 987 году был обращён в христианство киевский князь Владимир Святославич, крестивший через год всю Русь. Словом, везде, где проповедовал апостол, утвердились христианские общины.
В этих же местах на ниве христианства потрудился ещё один святой апостольских времён, третий епископ христианской общины Рима, – святой Климент, объявленный позднее первым папой римским.
Он был рукоположен в сан настоятеля общины самим апостолом Петром, младшим братом апостола Андрея; за проповедь христианства – в 97 году сослан на дальнюю периферию Римской империи, в Тавриду.
Здесь Климент работал на каменоломнях недалеко от Херсонеса, в нынешнем Инкермане. Вместе с еписклопом в добровольное изгнание отправилось более тысячи христиан; ещё тысяча ждала его на месте.
Четыре года рабского труда не сломили святого: он продолжал нести учение Христа, высек первый пещерный храм в скале, там, где на века позднее появился большой монастырь Святого Георгия.
Климент написал послание коринфянам, входившее поначалу в Новый Завет. Мученическая кончина ждала святого: по распоряжению властей в 101 году он был утоплен с якорем на шее в районе теперешней Казачьей бухты Севастополя.
По легенде, его нетленные мощи раз в год появлялись на одном островке, привлекая тысячи паломников.
В 861 году один из отцов церкви, Константин Философ (святой Кирилл), «обрёл» мощи Климента. Часть их оставили в Херсонесе, а часть увезли в Рим.
Более чем через сто лет князь Владимир переправил в Киев многие христианские святыни Корсуня-Херсонеса, и среди них «мироточивую главу» Климента (сейчас она хранится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры).
Херувим, высеченный у входа в пещерный храм Успенского монастыря, словно осеняет своими крылами
расположенный рядом древний город Джуфт-кале
Еще в VI веке Инкерманская долина стала служить местом отшельничества; позднее вокруг святых мест и келий аскетов начали складываться киновии – монашеские общежития – и монастыри. То были первые пещерные христианские культовые сооружения в Таврике.
К XI-XIII векам здесь сложилась уже настоящая «Фиваида»** с тремя монастырями – в Монастырской, Загайтанской и Каменоломенной скалах, с несколькими киновиями и множеством келий отшельников.
Монахи поступали по примеру первых христиан Египта, уходивших в пустыню в районе древних Фив. Благодаря такому скоплению монастырей долина имела шансы стать «Таврическим Афоном», православной святыней мирового значения.
Но этому помешало вторжение татар, а затем, по их «приглашению», в 1475 году экспансия турков-осман, на 299 лет оккупировавших полуостров.
В VI же веке единственной религией Крыма было православие. Служили в церквах на греческом языке, духовенство в основном было из Византии; языком местного общения был греческий, – поэтому население полуострова, как и жителей самой империи, называли греками. Главным государственным и духовным центром стал Херсон-Херсонес.
К VIII столетию количество монастырей и общин в Крыму настолько увеличилось, что возникла необходимость разделить их на пять епархий с епископами во главе.
То были: Херсонская епархия с архиепископом, которому подчинялись остальные, включавшая Гераклейский полуостров и часть Южного берега до крепости Горзувиты (совр. Гурзуф); Готская (Готфская) епархия с центром на Медведь-горе у поселка Партенит (позднее перенесён на Мангуп), включавшая Южный берег до крепости Алустон (совр. Алушта), Главную и Внутреннюю гряду до реки Бельбек; Фулльская епархия с центром в городе Фуллы (предположительно пещерный город Тепе-кермен); восточнее – Сугдейская епархия с центром в Сугдее-Суроже; наконец, Боспорская епархия с центром в городе Корчев (совр. Керчь), включавшая также весь Таманский полуостров и восточное Приазовье.
К XI-XIII векам здесь сложилась уже настоящая «Фиваида»** с тремя монастырями – в Монастырской, Загайтанской и Каменоломенной скалах, с несколькими киновиями и множеством келий отшельников.
Монахи поступали по примеру первых христиан Египта, уходивших в пустыню в районе древних Фив. Благодаря такому скоплению монастырей долина имела шансы стать «Таврическим Афоном», православной святыней мирового значения.
Но этому помешало вторжение татар, а затем, по их «приглашению», в 1475 году экспансия турков-осман, на 299 лет оккупировавших полуостров.
В VI же веке единственной религией Крыма было православие. Служили в церквах на греческом языке, духовенство в основном было из Византии; языком местного общения был греческий, – поэтому население полуострова, как и жителей самой империи, называли греками. Главным государственным и духовным центром стал Херсон-Херсонес.
К VIII столетию количество монастырей и общин в Крыму настолько увеличилось, что возникла необходимость разделить их на пять епархий с епископами во главе.
То были: Херсонская епархия с архиепископом, которому подчинялись остальные, включавшая Гераклейский полуостров и часть Южного берега до крепости Горзувиты (совр. Гурзуф); Готская (Готфская) епархия с центром на Медведь-горе у поселка Партенит (позднее перенесён на Мангуп), включавшая Южный берег до крепости Алустон (совр. Алушта), Главную и Внутреннюю гряду до реки Бельбек; Фулльская епархия с центром в городе Фуллы (предположительно пещерный город Тепе-кермен); восточнее – Сугдейская епархия с центром в Сугдее-Суроже; наконец, Боспорская епархия с центром в городе Корчев (совр. Керчь), включавшая также весь Таманский полуостров и восточное Приазовье.
В начальную пору двумя из пяти епархий управляли епископы, причисленные после смерти к лику святых: Стефан Сурожский и тавроскиф (возможно, славянин) Иоанн Готфский.
Этот выдающийся человек в своей резиденции – монастыре Константина и Елены на Медведь-горе – впервые создал русскую азбуку и перевёл на славянский язык Псалтырь и Евангелие.
Примерно через восемьдесят лет эти богослужебные книги были подарены на русском подворье Константину Философу, зимовавшему в Херсоне.
Тем временем в Византии происходили грандиозные церковные смуты. Официально они были связаны с иконоборчеством; на самом деле, то был лишь повод для властей поживиться церковным добром.
Храмы и монастыри к тому времени скопили непомерные богатства; император Лев III Исавр, желая их «раскулачить», поддержал требования некоторых церковных иерархов, выступивших против почитания образов, как идолопоклонничества.
В 730 году император законодательно отменил культ икон, что позволило ему прибрать к рукам огромные богатства и земли «несогласных». Разорённые монахи бежали в дальние уголки империи – в Болгарию, на Кавказ, в Таврику.
В 741 году новым императором, Константином V Копронимом***, иконоборчество было утверждено на поместном синоде (соборе); гонения на иконопочитателей усилились.
Таврика, как писал византийский епископ Феодор Студит, явилась «убежищем ради духовного спасения». Как следствие, тут появляются пещерные монастыри.
Этот выдающийся человек в своей резиденции – монастыре Константина и Елены на Медведь-горе – впервые создал русскую азбуку и перевёл на славянский язык Псалтырь и Евангелие.
Примерно через восемьдесят лет эти богослужебные книги были подарены на русском подворье Константину Философу, зимовавшему в Херсоне.
Тем временем в Византии происходили грандиозные церковные смуты. Официально они были связаны с иконоборчеством; на самом деле, то был лишь повод для властей поживиться церковным добром.
Храмы и монастыри к тому времени скопили непомерные богатства; император Лев III Исавр, желая их «раскулачить», поддержал требования некоторых церковных иерархов, выступивших против почитания образов, как идолопоклонничества.
В 730 году император законодательно отменил культ икон, что позволило ему прибрать к рукам огромные богатства и земли «несогласных». Разорённые монахи бежали в дальние уголки империи – в Болгарию, на Кавказ, в Таврику.
В 741 году новым императором, Константином V Копронимом***, иконоборчество было утверждено на поместном синоде (соборе); гонения на иконопочитателей усилились.
Таврика, как писал византийский епископ Феодор Студит, явилась «убежищем ради духовного спасения». Как следствие, тут появляются пещерные монастыри.
Наконец, епископ Готии (Готфии) отправился в Константинополь. Там он встретился с императрицей Ириной и, после долгой беседы, уговорил её собрать Вселенский собор в защиту иконопочитания.
Отцов церкви созвали не куда-нибудь, а в Никею, откуда всё начиналось! Это придало собору особый статус… Культ икон был временно возобновлён.
Сам инициатор собора, Иоанн Готфский, на нём не присутствовал, так как возглавил восстание в Таврике против завоевателейхазар. Проповедники в ту пору были и народными вождями…
Отвлечемся, чтобы сказать несколько слов о Готии-Готфии.
В Средневековье вся Внутренняя гряда, состоящая из волнообразных куэстовых гор – столовых плато с неравными по высоте склонами и каменными «шапками, носила название Климаты (ударение на «а») или Готские Климаты.
По-гречески «климат» и означает – склон. Готские же потому, что в III веке и на полуостров вторглись племена остготского союза, в который входили также и сармато-аланы, и гето-даки, и славяне.
Часть этого пёстрого конгломерата осела в Климатах, основав там в V веке своё государство, известное как Дори, с главным городом Дорос на Мангуп-Кале.
В «Трактате о постройках», написанном военным хронографом византийского полководца Велизария, Прокопием Кесарийским, упоминается «страна по имени Дори», где с давних времён живут готы», а также говорится, что император отгородил готов, своих союзников, от внешних врагов «длинными стенами».
Об этом же повествует и литовский митрополит Богуш Сестренцевич, живший в XVIII-XIX столетии: «В конце IV века… колено готов, гонимое гуннами, проникло сквозь неприступные теснины гор и основало в оных республику, известную под именем княжества Трапезитских Готов, государи коих жили в Мангупе».
Отцов церкви созвали не куда-нибудь, а в Никею, откуда всё начиналось! Это придало собору особый статус… Культ икон был временно возобновлён.
Сам инициатор собора, Иоанн Готфский, на нём не присутствовал, так как возглавил восстание в Таврике против завоевателейхазар. Проповедники в ту пору были и народными вождями…
Отвлечемся, чтобы сказать несколько слов о Готии-Готфии.
В Средневековье вся Внутренняя гряда, состоящая из волнообразных куэстовых гор – столовых плато с неравными по высоте склонами и каменными «шапками, носила название Климаты (ударение на «а») или Готские Климаты.
По-гречески «климат» и означает – склон. Готские же потому, что в III веке и на полуостров вторглись племена остготского союза, в который входили также и сармато-аланы, и гето-даки, и славяне.
Часть этого пёстрого конгломерата осела в Климатах, основав там в V веке своё государство, известное как Дори, с главным городом Дорос на Мангуп-Кале.
В «Трактате о постройках», написанном военным хронографом византийского полководца Велизария, Прокопием Кесарийским, упоминается «страна по имени Дори», где с давних времён живут готы», а также говорится, что император отгородил готов, своих союзников, от внешних врагов «длинными стенами».
Об этом же повествует и литовский митрополит Богуш Сестренцевич, живший в XVIII-XIX столетии: «В конце IV века… колено готов, гонимое гуннами, проникло сквозь неприступные теснины гор и основало в оных республику, известную под именем княжества Трапезитских Готов, государи коих жили в Мангупе».
Неспешная, уединенная жизнь людей, отбросивших все мирское, текла когда-то в кельях монастыря Качи-Кальон
Собственно готы-германцы только объединили и возглавили союз разных племён Причерноморья. Судя по результатам исследований, они не были преобладающим этническим элементом в горной Таврике.
И всё же, Климаты стали именоваться Готскими», а юго-западная часть полуострова, включая частично Южный берег, – Готией или Готфией...
Примерно в это же время в горной Таврике возникают так называемые пещерные города – феодальные центры, замки-убежища, монастыри с жилыми и хозяйственными помещениями, выдолбленными в скальных шапках куэст Внутренней гряды. На перевалах строятся клисуры – небольшие крепости, обороняющие проходы в горах.
Сам термин «пещерные города» исследователи ввели в XIX веке, но первые описания появились раньше, после присоединения полуострова к России.
Тавриду тогда посещали как исследователи-профессионалы (П. Паллас, П. Кёппен, К. Габлиц), так и путешественники-дилетанты (П. Сумароков, И. Муравьёв-Апостол, Э. Кларк, Ф. Дюбуа де Монпере).
Если первые стремились к точным описаниям и строго обоснованным выводам, то вторые спешили поделиться своими восторженными впечатлениями, простодушно подкрепляя их более или менее вольными историческими экскурсами. Поэтому пещерные города сразу «обросли» фантастическими теориями относительно своего происхождения…
Впрочем, и до сих пор открытым остаётся вопрос: кто же создал эту уникальную систему обороны? Чьими руками и в течение какого времени построено такое количество фортификационных сооружений?..
И всё же, Климаты стали именоваться Готскими», а юго-западная часть полуострова, включая частично Южный берег, – Готией или Готфией...
Примерно в это же время в горной Таврике возникают так называемые пещерные города – феодальные центры, замки-убежища, монастыри с жилыми и хозяйственными помещениями, выдолбленными в скальных шапках куэст Внутренней гряды. На перевалах строятся клисуры – небольшие крепости, обороняющие проходы в горах.
Сам термин «пещерные города» исследователи ввели в XIX веке, но первые описания появились раньше, после присоединения полуострова к России.
Тавриду тогда посещали как исследователи-профессионалы (П. Паллас, П. Кёппен, К. Габлиц), так и путешественники-дилетанты (П. Сумароков, И. Муравьёв-Апостол, Э. Кларк, Ф. Дюбуа де Монпере).
Если первые стремились к точным описаниям и строго обоснованным выводам, то вторые спешили поделиться своими восторженными впечатлениями, простодушно подкрепляя их более или менее вольными историческими экскурсами. Поэтому пещерные города сразу «обросли» фантастическими теориями относительно своего происхождения…
Впрочем, и до сих пор открытым остаётся вопрос: кто же создал эту уникальную систему обороны? Чьими руками и в течение какого времени построено такое количество фортификационных сооружений?..
Пещерные обители – древнейшие в мире. В гроте, подобном тем, где спасались монахи Качи-Кальона,
жил сам Иоанн Креститель…
Эти крепости, замки и монастыри, сегодня безмолвные и пустынные, когда-то кипели жизнью, оставившей следы в виде руин зданий, обломков гончарных сосудов, ржавых железных орудий.
Но лучше всего сохранились рукотворные пещерные комплексы – крипты, благодаря которым и возник экзотический термин.
Некоторые путешественники полагали, что таинственные пещеры вырыты каким-то неведомым народом троглодитов, пещерожителей, племенами, некогда укрывавшимися в этих «развёрстых тёмных зёвах, угрюмо глядящих с высот известняковых скал на окружающие долины»…
Однако первые же исследования, проведённые на Мангупе ещё в 1853 году, перед Крымской войной, показали, что пещерные города – это результат военно-инженерной деятельности византийцев, стремившихся защитить свои дальние границы от вражеских набегов, о чём писал Прокопий Кесарийский.
Было выдвинуто предположение, что это и есть «длинные стены», протянувшиеся по линии Внутренней гряды, образуя укреплённый оборонительный рубеж.
И всё же загадки остались… К сегодняшнему дню раскопки показали: не все пещерные города относятся ко времени Юстиниана, да и вообще к какому-либо определённому периоду.
Да, собственно, и городами-то в прямом значении этого слова можно назвать только три пещерных сооружения: Мангуп, Эски-кермен и Чуфут-Кале.
Это были настоящие крепости со значительным гарнизоном, способные защищать горные долины; их размеры позволяли размещать достаточные для обороны окрестностей воинские контингенты.
Но лучше всего сохранились рукотворные пещерные комплексы – крипты, благодаря которым и возник экзотический термин.
Некоторые путешественники полагали, что таинственные пещеры вырыты каким-то неведомым народом троглодитов, пещерожителей, племенами, некогда укрывавшимися в этих «развёрстых тёмных зёвах, угрюмо глядящих с высот известняковых скал на окружающие долины»…
Однако первые же исследования, проведённые на Мангупе ещё в 1853 году, перед Крымской войной, показали, что пещерные города – это результат военно-инженерной деятельности византийцев, стремившихся защитить свои дальние границы от вражеских набегов, о чём писал Прокопий Кесарийский.
Было выдвинуто предположение, что это и есть «длинные стены», протянувшиеся по линии Внутренней гряды, образуя укреплённый оборонительный рубеж.
И всё же загадки остались… К сегодняшнему дню раскопки показали: не все пещерные города относятся ко времени Юстиниана, да и вообще к какому-либо определённому периоду.
Да, собственно, и городами-то в прямом значении этого слова можно назвать только три пещерных сооружения: Мангуп, Эски-кермен и Чуфут-Кале.
Это были настоящие крепости со значительным гарнизоном, способные защищать горные долины; их размеры позволяли размещать достаточные для обороны окрестностей воинские контингенты.
Крипта Качи-Кальона. В таких давильнях-тарапанах топтали виноградные грозди еще греки времен Гомера…
Остальные же поселения либо вообще не имели фортификаций, либо, по своей величине, могли быть лишь укреплёнными убежищами и замками, дававшими укрытие обитателям округи, но не способными защитить последнюю…
И таких малых «городов» большинство: Тепе-кермен и Кыз-кермен, наиболее крупные по территории и по количеству крипт, Бакла, Сюррень, Бурункая, Фыцки…
Очевидно, все они возникли благодаря развитию феодальных отношений в среде смешанного населения горной Таврики. Процесс «градостроительства» шёл медленно и в основном закончился к X-XI векам.
На протяжении почти полутысячелетия формировались центры ремесла и торговли, резиденции феодальной администрации, монашеские обители, поселения мирных земледельцев…
Особая категория религиозно-феодальных комплексов – шесть пещерных монастырей: Святого Климента в Инкермане, Чильтер-мармара и Шулдан в Терновке, Чильтер-Коба, Качи-Кальон и Успенский скит. К трём последним и лежал наш путь…
Погода была тёплой и пасмурной, когда мы, шестеро «пилигримов», сошли на станции Бахчисарай. «Таврическая Альгамбра» встретила нас призывом муэдзина на молитву с минарета ближайшей мечети…
И таких малых «городов» большинство: Тепе-кермен и Кыз-кермен, наиболее крупные по территории и по количеству крипт, Бакла, Сюррень, Бурункая, Фыцки…
Очевидно, все они возникли благодаря развитию феодальных отношений в среде смешанного населения горной Таврики. Процесс «градостроительства» шёл медленно и в основном закончился к X-XI векам.
На протяжении почти полутысячелетия формировались центры ремесла и торговли, резиденции феодальной администрации, монашеские обители, поселения мирных земледельцев…
Особая категория религиозно-феодальных комплексов – шесть пещерных монастырей: Святого Климента в Инкермане, Чильтер-мармара и Шулдан в Терновке, Чильтер-Коба, Качи-Кальон и Успенский скит. К трём последним и лежал наш путь…
Погода была тёплой и пасмурной, когда мы, шестеро «пилигримов», сошли на станции Бахчисарай. «Таврическая Альгамбра» встретила нас призывом муэдзина на молитву с минарета ближайшей мечети…
За считанные минуты маршрутка перебросила нас с вокзала в предместье Салачик. Но это в пространстве, а во времени – из XXI в XV век.
Проезжая, мы успели увидеть Старый город, притаившийся в каньоне, с его мечетями, с ханским дворцом и памятником Пушкину, воспевшему фонтан Сельсебиль; со старинными татарскими домиками, сохранившими свой облик ещё со времён крымских ханов, с величественными мавзолеями некогда грозных правителей…
Вот и Салачик – Староселье. Именно отсюда начинался Бахчисарай, ставка ханов из рода Гиреев (Гераев). После жестокой междоусобной войны в Золотой Орде татары, некогда вторгшиеся в Тавриду, в 1443 году объявили о своей независимости.
Правитель Хаджи Девлет-Гирей назвал себя ханом и со своими людьми дал бой войску Орды под городом Кърым (совр. Старый Крым), тогда – столицей татарских владений на полуострове.
Несмотря на благополучный для Гирея исход битвы, победа в войне была далеко не полной; хан вынужден был укрыться в горах, сделав своей ставкой пещерный город Кырк-ор.
Только после того, как турки-османы, захватив полуостров в 1475 году, «помогли» утвердиться молодому ханству, потребовав за это полной вассальной зависимости, – татары спустились вниз, в долину. Вскоре там появился первый ханский дворец.
Проезжая, мы успели увидеть Старый город, притаившийся в каньоне, с его мечетями, с ханским дворцом и памятником Пушкину, воспевшему фонтан Сельсебиль; со старинными татарскими домиками, сохранившими свой облик ещё со времён крымских ханов, с величественными мавзолеями некогда грозных правителей…
Вот и Салачик – Староселье. Именно отсюда начинался Бахчисарай, ставка ханов из рода Гиреев (Гераев). После жестокой междоусобной войны в Золотой Орде татары, некогда вторгшиеся в Тавриду, в 1443 году объявили о своей независимости.
Правитель Хаджи Девлет-Гирей назвал себя ханом и со своими людьми дал бой войску Орды под городом Кърым (совр. Старый Крым), тогда – столицей татарских владений на полуострове.
Несмотря на благополучный для Гирея исход битвы, победа в войне была далеко не полной; хан вынужден был укрыться в горах, сделав своей ставкой пещерный город Кырк-ор.
Только после того, как турки-османы, захватив полуостров в 1475 году, «помогли» утвердиться молодому ханству, потребовав за это полной вассальной зависимости, – татары спустились вниз, в долину. Вскоре там появился первый ханский дворец.
Впоследствии эта долина получила название Ашлама-дере, а поселение – Салачик, или Староселье. Сам Бахчисарай возник в середине XVI века, после того, как с помощью всё тех же турок-османов войско Золотой Орды было разбито под Судаком.
Выйдя из маршрутки, мы направились к каменному кресту, знаменующему собой начало дороги в пещерный монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Справа была скальная шапка куэсты, слева – долина Марьям-дере. Двинулись…
Дорога забетонирована, – поэтому, несмотря на подъём, идти легко. На всём пути до самой пещерной крепости торговцы предлагают сувениры и горные травы; снуют туда-сюда группы экскурсантов.
А вот и он! Монастырь расположился в три яруса на террасах: вверху – пещерный храм с фресками прямо на скале, посередине – магазинчик и дом настоятеля у святого источника Марии, внизу – подворье с многочисленными постройками.
Сегодня в обители живёт около семидесяти насельников; похоже, что скоро она станет лаврой***** полуденного края...
Возникла эта киновия, как и все прочие пещерные обители Таврики, в VIII-IX веках, а к XIV-XV векам она была уже крупным монастырём, известным далеко за пределами полуострова.
Выйдя из маршрутки, мы направились к каменному кресту, знаменующему собой начало дороги в пещерный монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Справа была скальная шапка куэсты, слева – долина Марьям-дере. Двинулись…
Дорога забетонирована, – поэтому, несмотря на подъём, идти легко. На всём пути до самой пещерной крепости торговцы предлагают сувениры и горные травы; снуют туда-сюда группы экскурсантов.
А вот и он! Монастырь расположился в три яруса на террасах: вверху – пещерный храм с фресками прямо на скале, посередине – магазинчик и дом настоятеля у святого источника Марии, внизу – подворье с многочисленными постройками.
Сегодня в обители живёт около семидесяти насельников; похоже, что скоро она станет лаврой***** полуденного края...
Возникла эта киновия, как и все прочие пещерные обители Таврики, в VIII-IX веках, а к XIV-XV векам она была уже крупным монастырём, известным далеко за пределами полуострова.
Инкерманский пещерный монастырь расположен на правом берегу реки Черной при ее впадении в Северную бухту
в окрестностях Севастополя
Первое упоминание о монастыре относится к этому же времени, в связи с появлением в нём чудотворной иконы Успения Богородицы. В ту пору все окрестные греки жили в ущелье под монастырём, в поселении Мариамполь; то было средоточие Христовой веры в самом сердце Крымского ханства.
Монастырь постоянно субсидировали российские цари; в нём находился митрополит Таврической епархии. Крымские ханы с большим уважением относились к обители и даже приходили за благословением к её настоятелю перед очередным походом.
В 1778 году по приказу Екатерины II всё православное население Тавриды было выселено в Южнорусские степи. Руководил операцией А.В. Суворов. Таким образом Россия надеялась подорвать экономику Крымского ханства.
Армян переселили в устье Дона, а греков – в Приазовье. Последние захватили с собой чудотворную икону и основали поселение с тем же названием, что и в ущелье. Сейчас это город Мариуполь... Однако татары тут же нашли другую икону Божьей Матери и водрузили её на месте прежней.
Во время Крымской войны 185356 годов, при первой обороне Севастополя, здесь находился госпиталь. Обозы с ранеными стягивались в тихое место, затерянное в скалах. Умерших хоронили тут же, в ущелье. С тех времён сохранилось Братское кладбище.
Монастырь постоянно субсидировали российские цари; в нём находился митрополит Таврической епархии. Крымские ханы с большим уважением относились к обители и даже приходили за благословением к её настоятелю перед очередным походом.
В 1778 году по приказу Екатерины II всё православное население Тавриды было выселено в Южнорусские степи. Руководил операцией А.В. Суворов. Таким образом Россия надеялась подорвать экономику Крымского ханства.
Армян переселили в устье Дона, а греков – в Приазовье. Последние захватили с собой чудотворную икону и основали поселение с тем же названием, что и в ущелье. Сейчас это город Мариуполь... Однако татары тут же нашли другую икону Божьей Матери и водрузили её на месте прежней.
Во время Крымской войны 185356 годов, при первой обороне Севастополя, здесь находился госпиталь. Обозы с ранеными стягивались в тихое место, затерянное в скалах. Умерших хоронили тут же, в ущелье. С тех времён сохранилось Братское кладбище.
Чильтер-Коба |
После Крымской войны настоятелем монастыря стал отец Иннокентий (Борисов) – энциклопедически образованный, широчайшей души, с великолепным талантом организатора; словом, человек мощного духа, подобный древним христовым подвижникам.
Он был одержим идеей духовного возрождения Таврической губернии на базе Успенского монастыря.
К обители были приписаны ещё четыре святыни, возрождённые и превратившиеся в киновии: монастырь Святого Климента в Инкермане, Краснокаменский в Отузской долине под Коктебелем, Космодамиановский, затерянный в лесах Бабуган-яйлы, и Кетерлезский под Керчью.
Подворьем же, как бы представительством обители и местом общения с мирянами, стал скит (место отшельничества) Святой Анастасии пещерного монастыря Качи-Кальон в долине реки Кача. Туда тоже лежал наш путь…
Сегодня Успенский монастырь – святыня для христиан и мусульман; сотни людей обеих религий стекаются сюда 28-го августа, в день Успения Богородицы.
Помолившись, купив свечей и набрав воды в Святом источнике, мы двинулись дальше. Сразу за домом настоятеля круто вверх уходила тропа к скальной шапке. Подъём с непривычки дался тяжело, но занял не более десяти минут.
Теперь мы стояли перед «лестницей в Небеса», единственным проходом через скалы наверх. Лестницу вырубили ещё тавры около трёх тысяч лет назад…
Вот мы и наверху, любуемся прекрасным видом на окрестности. На соседнем плато – пещерное городище Чуфут-Кале, точнее, Джуфт-Кале: под ним в долине Иосафат лежит старинное кладбище караимов.
Он был одержим идеей духовного возрождения Таврической губернии на базе Успенского монастыря.
К обители были приписаны ещё четыре святыни, возрождённые и превратившиеся в киновии: монастырь Святого Климента в Инкермане, Краснокаменский в Отузской долине под Коктебелем, Космодамиановский, затерянный в лесах Бабуган-яйлы, и Кетерлезский под Керчью.
Подворьем же, как бы представительством обители и местом общения с мирянами, стал скит (место отшельничества) Святой Анастасии пещерного монастыря Качи-Кальон в долине реки Кача. Туда тоже лежал наш путь…
Сегодня Успенский монастырь – святыня для христиан и мусульман; сотни людей обеих религий стекаются сюда 28-го августа, в день Успения Богородицы.
Помолившись, купив свечей и набрав воды в Святом источнике, мы двинулись дальше. Сразу за домом настоятеля круто вверх уходила тропа к скальной шапке. Подъём с непривычки дался тяжело, но занял не более десяти минут.
Теперь мы стояли перед «лестницей в Небеса», единственным проходом через скалы наверх. Лестницу вырубили ещё тавры около трёх тысяч лет назад…
Вот мы и наверху, любуемся прекрасным видом на окрестности. На соседнем плато – пещерное городище Чуфут-Кале, точнее, Джуфт-Кале: под ним в долине Иосафат лежит старинное кладбище караимов.
Двойные стены Джуфт-кале – ловушка для врагов, врывавшихся на территорию крепости |
Этот тюркоязычный народ, родственный хазарам, пришёл сюда вместе с татарами в XIV веке.
Караимы поселились за стенами крепости Кырк-ор, отгородив себя от внешнего мира ещё одной стеной. Так возникла «Двойная крепость» – Джуфт-Кале…
Однако кто здесь только не перебывал до караимов! Кырк-ор основали ещё сармато-аланы, пришедшие одновременно с готами.
С XII века известно аланское православное княжество с тем же названием – Кырк-ор, расположенное между реками Альма и Бельбек (именно эту территорию заняло позже молодое Крымское ханство).
В религиозном смысле, то была территория Фулльской епархии: сами Фуллы находились отсюда всего в восьми километрах (если верно предположение, что от них осталось нынешнее городище Тепе-кермен).
Название княжества переводится с тюркского, как Сорокоградье, что говорит о множестве поселений на его территории.
В 1253 году католический монах Гильом Рубрук, посланный французским королём Людовиком Святым с дипломатической миссией в Татарию, писал: «Между Херсонесом и Солдайею (Судаком – А. О.) находится около сорока замков, из коих каждый имеет особое наречие».
Делаем короткий привал: необходимо привязаться к местности и взять правильный азимут для дальнейшего движения.
С плато хорошо видно ущелье Ашлама-дере, где некогда располагался первый дворец ханов. Теперь же можно полюбоваться хорошо сохранившимся зданием духовного училища – Зинджирли-медресе – и мавзолеем-дюрбе двух первых крымских ханов Хаджи и Менгли-Гиреев; оба памятника относятся к 1500-1501 годам.
Поев сухофруктов с тибетским чаем, начинаем основной переход – к ущелью Таш-Аир. Моросит дождик; проходим душистую можжевеловую рощу, пару каменистых лощин…
Караимы поселились за стенами крепости Кырк-ор, отгородив себя от внешнего мира ещё одной стеной. Так возникла «Двойная крепость» – Джуфт-Кале…
Однако кто здесь только не перебывал до караимов! Кырк-ор основали ещё сармато-аланы, пришедшие одновременно с готами.
С XII века известно аланское православное княжество с тем же названием – Кырк-ор, расположенное между реками Альма и Бельбек (именно эту территорию заняло позже молодое Крымское ханство).
В религиозном смысле, то была территория Фулльской епархии: сами Фуллы находились отсюда всего в восьми километрах (если верно предположение, что от них осталось нынешнее городище Тепе-кермен).
Название княжества переводится с тюркского, как Сорокоградье, что говорит о множестве поселений на его территории.
В 1253 году католический монах Гильом Рубрук, посланный французским королём Людовиком Святым с дипломатической миссией в Татарию, писал: «Между Херсонесом и Солдайею (Судаком – А. О.) находится около сорока замков, из коих каждый имеет особое наречие».
Делаем короткий привал: необходимо привязаться к местности и взять правильный азимут для дальнейшего движения.
С плато хорошо видно ущелье Ашлама-дере, где некогда располагался первый дворец ханов. Теперь же можно полюбоваться хорошо сохранившимся зданием духовного училища – Зинджирли-медресе – и мавзолеем-дюрбе двух первых крымских ханов Хаджи и Менгли-Гиреев; оба памятника относятся к 1500-1501 годам.
Поев сухофруктов с тибетским чаем, начинаем основной переход – к ущелью Таш-Аир. Моросит дождик; проходим душистую можжевеловую рощу, пару каменистых лощин…
Комментариев нет:
Отправить комментарий